Как определить тему проекта? В одних случаях учитель определяют тему по своему предмету, учитывая предметные направления, ваши интересы и способности. В других — тема проекта может быть предложена вами. Прочитайте статью ниже, заполни в общей таблице графу Тема проекта.
КАК
ВЫБРАТЬ ТЕМУ?
Требования к выбору темы:
·
актуальность, отражение злободневных
проблем современной науки и практики, соответствие насущным запросам общества;
·
содержательность, информативность и
разработанность в науке;
·
возможность поиска достаточного количества
литературы, наличие элемента новизны (работа в какой-то степени должна выходить
за рамки изученного, ибо только тогда она сможет вызвать интерес;
·
формулировка темы должна содержать
какой-то спорный момент, подразумевать столкновение различных точек зрения на
одну проблему. Подобная «проблемность» может быть отражена уже в самом заглавии
работы или в его подзаголовках;
·
название работы может и не включать в себя
слово проблема, но, тем не менее, проблемность должна подразумеваться;
·
тема должна быть конкретной.
Сравнительная
таблица тем проекта и исследования
|
Учебное
исследование |
Учебный
проект |
|
Молодежный
сленг на примере произведений Макса Фрая |
Словарь
молодежного сленга на примере произведений Макса Фрая |
|
Эффективность
развития ресторанного бизнеса на примере сети ресторанов |
Разработка
концепции современного ресторана |
|
Образ
Петербурга в произведениях Гоголя, Пушкина, Достоевского |
Экскурсия
«Образ Петербурга в произведениях Гоголя, Пушкина, Достоевского» |
|
Антропогенное
влияние на состояние берегов реки Волга |
Рекомендации
по снижению антропогенного влияния на состояние берегов реки Волга |
Тема проекта может
касаться какого-то теоретического вопроса школьной программы с целью
углубления знаний по этому вопросу:
- например, проблема
гуманизма конца XIX — начала XX столетия;
- причины и следствия
распада империй;
- проблема питания,
экологии в мегаполисе и т.д.
Темы проектов могут
посвящены какому-то практическому вопросу, актуальному для повседневной
жизни и, вместе с тем, требующему привлечения ваших знаний не по одному
предмету, а из разных областей: например, очень острая проблема городов
— загрязнение окружающей среды отходами быта. Проблема: как добиться полной
переработки всех отходов? Тут и экология, и химия, и биология, и социология, и
физика.
Отечественные войны 1812
и 1941 — 1945 годов — проблема патриотизма народа и ответственности
власти. Здесь не только история, но и политика, этика.
Примеры:
«Алхимики – колдуны или
ученые?» (химия),
«Все знают, что курить
вредно, почему же люди курят?» (биология),
«Климат будущего. Москва
под водой?» (география),
«Граффити: за и против»
(иностранный язык),
«Деньги правят миром?»
(экономика);
«Большой адронный
коллайдер – конец или начало?» (физика).
Проблема в теме может
быть отражена разными способами. Для информационных и исследовательских
проектов она может быть вынесена в название в виде проблемного вопроса:
«Граффити — искусство или
вандализм»,
«Декоративная косметика в
школе — за и против».
Можно отразить в
теме предполагаемый продукт:
«Разработка проекта школьной
формы»,
«Коллекция одежды в
технике лоскутного шитья «Уральская радуга»,
«Интерьерные подушки для
детской комнаты «Веселый зоопарк».
Допускается наличие двух
названий. Творческое название призвано «зацепить» читателя, эксперта,
члена жюри. Рабочее название расшифровывает суть проекта:
Ретро и современность:
разработка и изготовление платья со съемными деталями.
«Семь бед — один ответ»
(Разработка платья-трансформера для девушки-подростка).
ПРИМЕРЫ
НАИБОЛЕЕ РАСПРОСТРАНЕННЫХ ОШИБОК В ФОРМУЛИРОВАНИИ ТЕМЫ
Виды ошибок:
1. Очень общее название
Культура индейцев майя
Зачем нужна археология?
Слово о полку Игореве
2. Отсутствие
проблематики
Шариковая ручка: вчера,
сегодня, завтра
Типичные ошибки в
подготовке презентаций
Дорожные знаки в России и
Европе
3. Метафорические
названия
Издалека долго течет река
Волга
От улыбки станет всем
светлей
Кот Леопольд в
современном мире
4. Глобальность проблемы
Книги: вчера, сегодня,
завтра
Влияние экологии на
здоровье человека
Исторические события в произведениях
искусства
5. Ориентированность на
описание, нет научной составляющей
Алгоритмы в быту
Типичные ошибки в речи
дикторов
Как работает дозатор
мыла?