Для интересной и плодотворной работы с индивидуальным проектом важно понять, какую проблему вы хотите исследовать, изучить, а возможно предложить пути ее преодоления и разрешения. Изучите материал статьи "Постановка проблемы в проекте".
Началом работы над проектом, побудительным стимулом к деятельности является наличие проблемы.
Выдающийся английский физик и социолог XX в. Джон Бернал писал: "Гораздо труднее увидеть проблему, чем найти ее решение. Для первого требуется воображение, а для второго - только умение".
Существующая ситуация — противоречие — Желаемая ситуация
Из проблемы проекта следует его тема, которая часто является краткой формулировкой исходной проблемы.
Постановка проблемы — это выявление в существующей ситуации задачи, для которой еще не создано средств её решения.
Схема формулирования проблемы состоит в кратком описании ситуации, которая требует изменения. Возможно применение фраз-клише:
- До сих пор ничего не сделано для того, чтобы...
2. Все меры оказываются малоэффективными...
3. То, что делалось до сих пор, не принесло результатов...
4. Данный вопрос не изучен (недостаточно изучен) и требует основательного рассмотрения...
5. С одной стороны..., но если посмотреть на... с точки зрения...
В основе проблемы, как правило, лежит противоречие.
Противоречие — логическая ситуация одновременной истинности двух взаимоисключающих определений или высказываний (суждений) об одном и том же.
Виды противоречий:
- Между тем, что должно быть и тем, что есть в реальности.
Тема: Быстрый и полезный завтрак для подростка
Правильный завтрак оказывает большое влияние на сохранение здоровья школьника, однако на практике большинство подростков не знают, как правильно питаться, пренебрегают завтраками, экономя время для сна или сборов в школу. Возникает противоречие между необходимостью регулярно и правильно завтракать и неумением подростков организовать свое питание по утрам.
Проблема: Какие блюда наиболее подходят для завтрака подростка?
2. Между имеющимся потенциалом и его реализацией на практике.
Тема: «Семь бед — один ответ» (Разработка платья-трансформера для девушки-подростка)
За время обучения в школе девушка посещает множество праздничных мероприятий. Настоящая модница не может себе позволить ходить на них в одном и том же наряде, а покупать для каждого мероприятия новый костюм весьма накладно. Проблему позволяет решить платье-трансформер. Меняя аксессуары, отдельные элементы на базе одного платья, можно получить множество разных образов. Однако в продаже таких платьев практически нет. Возникает противоречие между большими возможностями платьев-трансформеров для создания образа современной девушки-подростка и недостаточным использованием этих возможностей на практике.
Проблема: Какое платье позволит на одной основе создать различные образы девушки подростка?
3. Между противоречивыми требованиями в рамках одного объекта:
Тема: «Разработка проекта школьной формы»
Школьная форма, с одной стороны, должна быть единой, с другой стороны – выражать индивидуальность каждого ученика, быть комфортной для него, в том числе и с психологиче-ской точки зрения.
Проблема: Какой должна быть школьная форма современного школьника?
ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ В ФОРМУЛИРОВАНИИ ПРОБЛЕМЫ
- подмена проблемы вопросом (как убедить маму завести котенка?);
2. подмена проблемы трудностью (большая нагрузка в школе не позволяет заниматься спортом);
3. подмена формулировки проблемы указанием на область существования проблемы (есть проблема с уборкой квартиры);
4. проблема недостаточно детализирована (цветы в моей комнате растут плохо);
5. «напрашивающееся решение» (старые вещи хранятся дома и не используются для полезных целей).